Сформировать обращение

Актуальные вопросы применения законодательства в сфере средств массовой информации в период избирательной кампании 2022 года

23 августа 2022 года

1.     Полномочия избирательной комиссии.

Контроль за соблюдением избирательного законодательства, и в том числе информационного обеспечения выборов, осуществляют избирательные комиссии. Это четко прописано в Федеральном законе № 67-ФЗ "Об основных гарантиях  избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Таким образом, избирательная комиссия является уполномоченным органом, контролирующим соблюдение законодательства о выборах. Компетенция избирательных комиссий входит:

  • Контролируют соблюдение установленного порядка проведения предвыборной агитации и принимают меры по устранению допущенных нарушений (п. 7. ст. 56 Закона № 67-ФЗ);
  • Вправе обращаться с представлениями о проведении соответствующих проверок и пресечении нарушений закона в правоохранительные органы, органы исполнительной власти. Указанные органы обязаны в сжатые сроки принять меры по пресечению этих нарушений и незамедлительно проинформировать о результатах комиссию (п. 5. ст. 20 Закона № 67-ФЗ);
  • В случае нарушения СМИ установленного порядка проведения предвыборной агитации комиссия обязана обратиться в том числе в орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере СМИ, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности, об изъятии незаконных агитационных материалов и о привлечении СМИ, их должностных лиц, к ответственности в соответствии с законодательством (п. 8. ст. 56 Закона № 67-ФЗ).

 

2.     Задачи Роскомнадзора в период проведения избирательных кампаний.

Задачами Роскомнадзора при исполнении государственных функций по контролю и надзору за соблюдением законодательства РФ в сфере средств массовых коммуникаций в период проведения избирательных компаний являются:

  • Пресечение нарушений норм действующего законодательства в сфере регулирования деятельности СМИ в информационном обеспечении выборов.
  • Взаимодействие с избирательными комиссиями и правоохранительными органами по выявлению, пресечению и предупреждению нарушений законодательства РФ о выборах (в пределах, определенных законодательством), организациями, осуществляющими выпуск СМИ.
  • Обеспечение прав и законных интересов журналистов, организаций СМИ при проведении выборов в РФ

Тем не менее, обращаем ваше внимание, что в рамках соглашения о порядке взаимодействия Центральной избирательной комиссии РФ, избирательных комиссий субъектов РФ, избирательных комиссий муниципальных образований и Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, ее территориальных органов от 30.05.2016 г. дела об административных правонарушениях за нарушение требований выборного законодательства РФ редакциями СМИ возбуждаются, в целом, на основе решений (постановлений) избирательных комиссий и направляются в суд для рассмотрения и принятия решения о привлечении к административной ответственности.

 

3. Основания и составление протоколов об административных правонарушениях.

Должностные лица Роскомнадзора составляют протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных следующими статьями Кодекса об административных правонарушениях РФ:

  • Ст. 5.5 - нарушение порядка участия СМИ в информационном обеспечении выборов;
  • Ст. 5.10 - агитация вне агитационного периода;
  • Ст. 5.11 - агитация лицами, которым участие в ее проведении запрещено;
  • Ст. 5.13 - непредоставление возможности обнародовать опровержение или иное разъяснение в защиту чести, достоинства и деловой репутации.

Этих четырех статей вполне достаточно, чтобы покрыть административной ответственностью нарушение практически любой нормы, регулирующей правоотношения в сфере информационного обеспечения выборов, но только за совершение нарушений в сфере массовых коммуникаций.

Составление протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.5, 5.10, 5.11 КоАП РФ и совершенных в иной сфере (к примеру, с использованием сайтов в сети «Интернет», незарегистрированных в качестве средств массовой информации), осуществляется уполномоченными сотрудниками органов внутренних дел или членами избирательных комиссий.

Если говорить, в целом, как складывается практика по перечисленным статьям, то, в основном, в период предыдущих избирательных кампаний к административной ответственности привлекались редакции СМИ, организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, и их должностные лица,  за нарушение порядка участия СМИ в информационном обеспечении выборов, ответственность за который предусмотрена статьей 5.5 КоАП РФ. Большая часть из составленных протоколов  была  за нарушение установленного порядка опубликования результатов опросов общественного мнения.

Российское избирательное законодательство динамично меняется в соответствии с требованиями современности.

Так, в марте 2021 года 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» был дополнен статьей 15.3-1. «Порядок ограничения доступа к информации, распространяемой с нарушением требований законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах, и (или) агитационным материалам, изготовленным и (или) распространяемым с нарушением требований законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах».

Соответственно, в случае обнаружения в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информации, распространяемой с нарушением требований выборного законодательства Российской Федерации, избирательная комиссия вправе обратиться в Роскомнадзор, с представлением о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим такие информацию и (или) агитационные материалы.

Порядок взаимодействия в данной части между Центральной избирательной комиссией Российской Федерации и Роскомнадзором, будет определяться соглашением между ведомствами.

 

4.     Привлечение к административной ответственности.

Обращаем ваше внимание также на сроки привлечения к административной ответственности за нарушения законодательства о выборах. Достаточно большой для привлечения – год, и короткий при рассмотрении – 5 дней. 

  • Срок давности привлечения к ответственности по делам о нарушениях законодательства о выборах - 1 год.
  • Срок рассмотрения представлений избиркома о проведении соответствующих проверок и пресечении нарушений закона – 5 дней (п. 5 ст. 20 № 67-ФЗ).

Примечания:

- если до дня голосования осталось 5 и менее дней срок – не позднее дня, предшествующего дню голосования.

 -  если представление поступило в день голосования или на следующий день – немедленно.

  - если факты, содержащиеся в представлении, требуют дополнительной проверки, - не позднее чем в 10-дневный срок.

  • Госорганы обязаны предоставлять избиркомам необходимые сведения, давать ответы на обращения. Сроки – те же, что и по представлению (п. 19 ст. 20 № 67-ФЗ).

5.     О предвыборной агитации.

Прежде чем, перейти к возможным нарушениям организациями средств массовой информации требований законодательства о выборах, остановимся на понятии предвыборной агитации.

Исходя из определения предвыборной агитации, в основе лежат слова "в период избирательной кампании" и "кандидат". Избирательная кампания начинается со дня официального опубликования решения о назначении выборов. Кандидатом будет считаться  лицо, выдвинутое в установленном законом порядке, заявление которого поступило в избирком. Соответственно, предвыборная агитация не может начаться вне избирательной кампании, и призывы голосовать или не голосовать за того или иного лица  вне избирательной кампании не образуют состава административного правонарушения.

Таким образом, любое информирование о выборах средствами массовой информации за рамками избирательной кампании и о лице, которое еще не выдвинуто в качестве кандидата, не будет являться предвыборной агитацией.

 

6.     Что относится к предвыборной агитации.

В период проведения избирательной кампании предвыборной агитацией признаются:

1) призывы голосовать за или против кандидата

2) выражение предпочтения какому-либо кандидату, какой-либо политической партии, выдвинувшей кандидата

3) описание возможных последствий избрания или неизбрания кандидата;

4) распространение информации с явным преобладанием сведений о каких-либо кандидатах, политических партиях, выдвинувших кандидатов, в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;

5) распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей;

6) деятельность, способствующая формированию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, политической партии, к которой принадлежит данный кандидат, политической партии, выдвинувшей кандидата. (п. 1 ст. 49 Закона 19-ФЗ).

При разграничении информационных материалов от агитационных всегда рассматривается вопрос, подпадают ли материалы СМИ под вышеперечисленные признаки предвыборной агитации, а также соблюдены ли в них принципы информированности избирателей. 

Среди перечисленных агитационных действий первое - качественно отличается от всех остальных действий. Это прямой призыв проголосовать за кандидата или против него. Одно из характерных отличий - глаголы в побудительном наклонении: выбери, голосуй! Все остальные действия, лишь косвенно побуждают избирателя к тому или иному выбору. Например, выражение предпочтения к кому-то.

Агитационной также следует считать, помимо деятельности по распространению прямых вызовов голосовать, целенаправленную деятельность по систематическому распространению информации о кандидатах, политических партиях как позитивного, так и негативного содержания, заведомо недостоверной информации, а также связанную с выборами, с участниками избирательного процесса информационную деятельность с использованием специальных приемов подачи информации, например таких, как смешение информации и комментария, фактов и предположений и тому подобное.

Здесь как раз нельзя не отметить часто используемый метод скрытой агитации за или против кандидата или партии, то есть без прямого призыва проголосовать так или иначе. Такие материалы СМИ будут отнесены также к предвыборной агитации.

Например, публикация носит чисто биографический характер, где кандидат представлен настоящим профессионалом своего дела, примерным семьянином, что, безусловно, не может, не понравится многим избирателям. В таком случае, исходя из положений избирательного законодательства, аналогичных публикаций с признаком агитации в СМИ должно быть, по меньшей мере, две. Кроме того, правоприменитель должен доказать наличие, умысла специальной агитационной цели в действиях СМИ.

Выводы избирательной комиссии об агитационном характере материала, распространенного с нарушением правил предвыборной агитации, и материалы о привлечении в связи с этим организации СМИ к административной ответственности подлежат оценке судом в ходе рассмотрения соответствующего дела.

 

7.      «День тишины»

Российский законодатель предусмотрел так называемый «День тишины». Что это означает?

Напоминаем, что предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума на каналах организаций телерадиовещания, в периодических печатных изданиях и сетевых СМИ проводится в период, который начинается за 28 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования, а в случае принятия решения о голосовании в течение нескольких дней подряд - в ноль часов по местному времени первого дня голосования.

В день голосования до момента окончания голосования на территории соответствующего избирательного округа, округа референдума запрещается публикация (обнародование) данных об итогах голосования, о результатах выборов, референдума, в том числе размещение таких данных в информационно-телекоммуникационных сетях, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц (включая сеть "Интернет").

Соответственно проведение предвыборной агитации в день голосования и «день тишины» запрещено.

 

8.     Опубликование опросов.

Стоит отметить, что законодатель относится к опубликованию результатов опросов как деятельности по информированию избирателей, а не как к предвыборной агитации.

Если СМИ в период агитации публикуют информацию, которая содержит результаты опросов граждан относительно предстоящих выборов, то они ОБЯЗАНЫ указывать следующие данные:

- название организации, которой проводился опрос;

- место проведения опроса (город, регион и т.д.);

- время проведения опроса (дата);

- количество опрошенных граждан (выборку);

- каким способом проводился сбор информации (анкетирование, интервьюирование, фокус-группа и т.д.);

- точная формулировка вопроса, используемая при опросе граждан;

- статистическую оценку возможной погрешности;

- лицо (лиц), заказавшее (заказавших) проведение опроса;

- лицо (лиц), оплатившее (оплативших) указанную публикацию (указанное обнародование).

Однако возможность выпуска агитационных материалов в форме результатов опросов общественного мнения не исключается. Причем такой выпуск не будет нарушать требования закона, если будут соблюдены общие требования к выпуску агитационных материалов - избирателю должно быть понятно, что данный материал носит агитационный характер.

За 5 дней до начала голосования и в день самого голосования (день выборов), ЗАПРЕЩАЕТСЯ опубликование и размещение в СМИ информации, содержащей результаты опросов, прогнозы или иные данные относительно предстоящих выборов.

Следовательно, любая информация, содержащая конкретные данные, согласно которым можно спрогнозировать итоги предстоящих выборов, а также аналитические материалы, содержащие предположения и прогнозы о возможных победителях среди кандидатов, возможное количество голосов, обнародованные в указанный период (в течение 5-ти дней до дня голосования), будут являться нарушением.

 

9.     На что следует обратить внимание организациям СМИ при освещении избирательной кампании?

Законодательством о выборах четко определено то, что представителям организаций, осуществляющих выпуск СМИ и представителям редакций сетевых изданий при осуществлении ими профессиональной деятельности запрещается проводить предвыборную агитацию, выпускать и распространять любые агитационные материалы.

Каким же образом осуществляется информирование избирателей без нарушений?

Важно понимать – организации СМИ могут самостоятельно публиковать исключительно информационные материалы о выборах, о кандидатах, о политических партиях, в том числе информацию о предвыборных мероприятиях, в которых не содержится признаков агитационных действий.

Например, возможно опубликование информационных сообщений и материалов о кандидатах, интервью с кандидатами, выпуск в эфир программ с участием кандидатов, размещение результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов, иных аналитических материалов, связанных с выборами с обязательным соблюдением нижеописанных требований Федерального закона № 67-ФЗ.

Информируя о кандидатах, журналисты должны соблюдать принципы беспристрастности, объективности, достоверности, равенства прав кандидатов, политических партий.

Принцип равенства кандидатов, политических партий при осуществлении СМИ информирования избирателей означает недопустимость замалчивания общественно значимой информации об одних кандидатах, политических партиях в сочетании с постоянным информированием о любых, даже о самых незначительных действиях других кандидатов, других политических партий, обнародования имеющейся негативной информации об одном кандидате и замалчивание аналогичной информации о другом и т.д.

Запрет комментирования информации о предвыборных мероприятиях означает, что информационные сообщения, во-первых, должны идти отдельным блоком, во-вторых, не должны включать мнения любого лица, в том числе и журналиста, не выражать личную оценку деятельности или личности какого-либо кандидата. Журналист должен подавать информацию объективно и всесторонне, избегая возможности трактовать данное сообщение, как информацию, склоняющую к явному выбору одного из остальных кандидатов.

Таким образом, следует помнить, что СМИ не является самостоятельным субъектом предвыборной агитации. Оно вправе только публиковать агитационные материалы кандидатов на условиях, прописанных в Законе. Освещать выборы можно, но: объективно, достоверно, без нарушения равенства кандидатов, избирательных объединений. Давая те или иные оценки, анализируя ход выборов, демонстрировать честный, взвешенный подход.

 

10.           Последствия публикаций агитационных материалов.

Последствия публикаций агитационных материалов, содержащих признаки клеветы, оскорбления, причиняющих моральный вред, порочащих честь, достоинство, деловую репутацию того или иного гражданина (граждан), является основанием для разных видов ответственности.

Клевета является преступлением, состав которого предусмотрен статьей 128 УК. В данном случае основанием для привлечения к ответственности является заведомый характер деяния. Если агитационный материал содержит клевету и главный редактор знает об этом, он, как указывалось выше, вправе отказать в публикации материала. Если же публикация состоялась, то при наличии вины к ответственности будет привлечен главный редактор.

Организации, осуществляющие выпуск СМИ, в случае обнародования ими агитационных и информационных материалов, способных нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации кандидата, деловой репутации политической партии, обязаны предоставить указанным лицам возможность до окончания агитационного периода бесплатно обнародовать опровержение или иное разъяснение в защиту своей чести, достоинства или деловой репутации.

Другими словами, в случае, если СМИ обидело кого-то из кандидатов, то он имеет право объясниться перед избирателями. СМИ должно предоставить такую возможность до окончания агитационного периода. В противном случае, редакция будет привлечена к административной ответственности, за которую предусмотрен штраф по ст. 5.13 КоАП РФ. Правило о необходимости опубликования опровержения не действует, если обидные сведения прозвучали в агитационном материале другого кандидата.

Поправки от 2016 года внесли запрет привлекать к предвыборной агитации лиц, не достигших на день голосования возраста 18 лет, в том числе использовать изображения и высказывания таких лиц в агитационных материалах.

Соответственно, запрещается любое привлечение несовершеннолетних лиц, к агитационной деятельности: к распространению призывов голосовать «за» или «против» кандидата в устных выступлениях, в печати и в теле- или радиоэфире, во время массовых мероприятий. Важно понимать, что все изображения детей запрещены, в том числе изображения детей кандидатов.

Последнее изменение: 23.08.2022 11:02