Вниманию операторов связи

 

 О предоставлении сведений в Россвязь и платежах в резерв универсального обслуживания.

Лицензионными требованиями предусмотрено предоставление лицензиатом сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания в порядке и по форме, которые установлены федеральным органом исполнительной власти в области связи.

         Порядок предоставления сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания утвержден приказом Министерства связи и массовых коммуникаций
Российской Федерации от 16.09.2008 N 41.

       В соответствии с пунктом 1 Порядка  лицензиат, имеющий лицензию на оказание услуг связи в сети связи общего пользования (далее - оператор связи), ежеквартально, не позднее 30 дней со дня окончания отчетного квартала, представляет в Федеральное агентство связи сведения о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания (далее - Сведения) по форме, приведенной в приложении N 1 (далее - Форма).

В случае, если в течение отчетного квартала оператор связи не приступил к оказанию услуг связи до даты начала оказания услуг, указанной в лицензии, и/или не получал доход от оказания услуг связи абонентам и иным пользователям в сети связи общего пользования, Сведения представляются с нулевыми значениями показателей. Отсчет кварталов идет с начала календарного года.

При  направлении в Федеральное агентство связи о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания целесообразно осуществлять сохранение документа, подтверждающего своевременность указанных сведений.

Не предоставление, нарушение установленных требований порядка  предоставления сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания, содержат событие административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ -  осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Нарушение требований части 3 статьи 14.1 КоАП РФ влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Согласно части 3 приказа Минкомсвязи России от 26.08.2014 № 258 "Об утверждении требований к порядку ввода сетей электросвязи в эксплуатацию"  операторы связи один раз в год, не позднее 1 марта, представляют по запросу Федерального агентства связи  информацию о технологических возможностях сетей связи, перспективах их развития, средствах и линиях связи по состоянию на 31 декабря истекшего календарного года.

Не предоставление указанной информации содержит событие административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.7 КоАП РФ – не предоставление или несвоевременное предоставление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), предоставление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, и влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей, на юридических лиц от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

Другим нарушением является неуплата, несвоевременная или неполная уплата оператором сети связи общего пользования обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания.

Частью 5 статьи 60 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» установлено, что  операторы сети связи общего пользования не позднее тридцати дней со дня окончания квартала, в котором получены доходы, обязаны осуществлять обязательные отчисления (неналоговые платежи) в резерв универсального обслуживания. Отсчет кварталов ведется с начала календарного года.

Ответственность за указанное нарушение предусмотрена статьей 13.38 КоАП РФ, в соответствии с которой предусмотрено наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

______________________________________________

О трансляции обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов

В связи с  завершением Федеральной целевой программы «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009 - 2018 годы», утвержденной постановлением Правительства РФ от 03.12.2009, актуальным становится неукоснительное соблюдение требований ст. 19.1 Федерального закона от 07.07.2003 №126-ФЗ «О связи» (далее Закон) - «Особенности присоединения сетей связи операторов связи обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов (ООТРК) и их взаимодействия с сетями связи для трансляции телерадиоканалов».

Перечень обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов  определен Федеральным законом от 13.07.2015 № 257 «О внесении изменений в Закон РФ «О средствах массовой информации» и Федеральный закон «О связи».

Оператор обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов (ООТРК), при наличии технической возможности, обязан  принять сигнал путем присоединения  своей сети связи к сети связи оператора связи ФГУП «РТРС». ФГУП «РТРС» определяет точку присоединения сетей связи  и параметры технических средств приема сигнала для обеспечения одинакового содержания т/р каналов, распространяемых посредством эфирной наземной трансляции и иных видов трансляции на одной территории.

При отсутствии технической возможности принять сигнал путем присоединения своей сети связи к сети связи ФГУП «РТРС», подтвержденной заключением в письменной форме, ООТРК должен осуществить прием сигнала, передаваемого в эфир радиоэлектронным средством ФГУП «РТРС» или иного оператора связи, без заключения договора о присоединении сетей связи  либо путем присоединения к сети связи другого оператора связи. В этом случае ООТРК, до начала трансляции обязательных общедоступных
т/р каналов, обязан согласовать местонахождение источника сигнала или точки присоединения сетей связи для трансляции т/р каналов с вещателем обязательных общедоступных т/р каналов.

Порядок согласования проводится в соответствии с требованиями
п.п. 5-7 ст. 19.1 Федерального закона №126-ФЗ «О связи». 

Последовательность позиций общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов определяется Президентом Российской Федерации (с 1 позиции по 10 позицию для телеканалов и с 1 позиции по 3 позицию для радиоканалов), а для иных  обязательных общедоступных телеканалов – по результатам проведения торгов (конкурса, аукциона) на право эфирного цифрового наземного вещания с использованием позиций в мультиплексах на всей территории Российской Федерации (с 11 позиции по 20 позицию для телеканалов).

Обязательный общедоступный телеканал субъекта Российской Федерации транслируется оператором обязательных общедоступных телеканалов в эксплуатируемых им сетях связи на территории соответствующего субъекта Российской Федерации на 21 позиции.

Муниципальный обязательный общедоступный телеканал транслируется  оператором обязательных общедоступных телеканалов в эксплуатируемых им сетях связи на территории соответствующего муниципального образования на 22 позиции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

______________________________________________

Об использовании проверочных листов для плановых проверок в сфере связи

Министерством юстиции Российской Федерации зарегистрирован приказ Роскомнадзора от 24.10.2017 года № 215, которым утверждены формы проверочных листов для плановых проверок в сфере связи. Приказ вступает в силу с 12 марта 2018 года.

Вопросы, содержащиеся в проверочных листах, касаются исполнения субъектом надзора требований, наиболее значимых с точки зрения недопущения возникновения угроз причинения вреда жизни, здоровью граждан, безопасности государства. Согласно пункту 28 Положения о федеральном государственном надзоре в области связи, утвержденного постановлением Правительства России от 05.06.2013 № 476, плановые проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей ограничивается перечнем вопросов, включенных в проверочные листы.

Формы проверочных листов разработаны, в том числе рамках перехода Роскомнадзора на риск-ориентированную модель контроля и надзора, которая предусматривает дальнейшее снижение административной нагрузки на бизнес в рамках надзорных процедур. Новая модель характеризуется снижением количества плановых проверок, переносом акцента на контрольно-надзорные мероприятия, проводимые без взаимодействия с проверяемыми лицами. При этом планирование контрольной деятельности осуществляется в зависимости от категории риска субъекта надзора. Наибольшее внимание уделяется организациям «значительной» и «средней» категории риска.

 ______________________________________________

 Об управлении сетями связи в случае возникновения угроз 

С 01.11.2019 вступают в силу изменения в Федеральный закон № 126-ФЗ «О связи». Статьей 65.1 установлены требования к управлению сетями связи в случае возникновения угроз устойчивости, безопасности и целостности функционирования на территории Российской Федерации информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сети связи общего пользования.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2019 г. № 1234 определены полномочия Роскомнадзора по обеспечению устойчивости и безопасности функционирования «Интернета» в России.

К компетенции Роскомнадзора отнесены следующие полномочия:

- проведение мониторинга функционирования Интернета и сети связи общего пользования для выявления угроз устойчивости, безопасности и целостности функционирования указанных сетей в Российской Федерации;

- бесплатное предоставление операторам связи технических средств противодействия таким угрозам;

- централизованное управление сетью связи общего пользования при возникновении таких угроз путем управления техническими средствами противодействия им и (или) путем передачи обязательных к выполнению указаний операторам связи, собственникам технологических сетей связи, точек обмена трафиком, линий связи, пересекающих границу Российской Федерации, организаторам распространения информации в Интернете и иным лицам, если они имеют уникальный идентификатор совокупности средств связи и иных технических средств в Интернете;

- информирование указанных лиц, участвующих в централизованном управлении, в случае возникновения угроз.

Приказом Роскомнадзора от 31.07.2019 № 228  утверждены технические условия установки технических средств противодействия угрозам устойчивости, безопасности и целостности функционирования на территории Российской Федерации информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сети связи общего пользования.

Технические условия предусматривают обеспечение бесперебойной работы указанных технических средств, защиту от несанкционированного доступа, а также организацию канала связи с пропускной способностью не менее 100 Мбит/c.

Определён также перечень интерфейсов и протоколов взаимодействия для подключения таких технических средств к средствам связи оператора связи.

Также внесены изменения в Положение о радиочастотной службе, в соответствии с которыми на радиочастотную службу возложено организационно-техническое обеспечение реализации Роскомнадзором полномочий по борьбе с угрозами устойчивости, безопасности и целостности функционирования на территории России сети «Интернет» и сети связи общего пользования

  ______________________________________________

  Обновление механизма формирования выгрузки и дельта-пакетов

С 11 декабря 2019 г. параллельно с текущей версией выгрузки и дельта-пакетов запущен обновленный механизм формирования выгрузки и дельта-пакетов, для получения которых операторами связи достаточно изменить url-адрес источника получения выгрузки на https://vigruzki.bma.grfc.ru/services/OperatorRequest/?wsdl

В указанном обновленном механизме проведен ряд технических оптимизаций, а также учтены пожелания операторов связи. Одним из основных изменений является то, что информация о доменных именах, указателях страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресах, доступ к которым обязан ограничить оператор связи, будет обновляться в онлайн-режиме.

Рекомендуемая периодичность проверки наличия изменений составляет 30 секунд, но не реже раза в минуту.

В обновленном механизме полностью сохранена обратная совместимость формата с текущей версией выгрузки.

При этом логины, пароли и сетевые адреса, с которых разрешено получение обновленной выгрузки и дельта-пакетов, совпадают с текущей версией.

Отдельно отмечаем, что текущий механизм выгрузки и формирования дельта-пакетов продолжит свое функционирование в полном объеме. В обновленном механизме поддерживается авторизация только по механизму логин-пароль.

Вышеуказанная информация размещается также на официальном открытом интернет портале «Информационная система взаимодействия Роскомнадзора с операторами связи» (размещенного по адресу: https://vigruzki.rkn.gov.ru/auto-delta/). 

 ______________________________________________

О направлении операторами связи сведений о вещателе

Статьей 40.1 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» установлена обязанность операторов связи, осуществляющих трансляцию телеканалов и (или) радиоканалов по договору с вещателем, предоставления в Роскомнадзор сведений о таком вещателе, а также сведения о планируемом расторжении договора  с вещателем, в порядке, установленном приказом Роскомнадзора от 29.10.2012  № 1132.

Рекомендуемые образцы уведомлений о предоставлении сведений о вещателе приведены в приказе Роскомнадзора от 03.06.2013 № 591 «Об утверждении типовых форм документов, используемых Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в процессе лицензирования отдельных видов деятельности».

Сроки предоставления указанных сведений:

- сведения о вещателе представляются не позднее, чем 10 (десять) дней с даты начала трансляции телеканалов и (или) радиоканалов;

- сведения о планируемом расторжении договора  с вещателем в срок не позднее, чем за 30 (тридцать) дней до даты прекращения трансляции телеканалов и (или) радиоканалов;

-  сведения о расторжении договора  с вещателем в иных случаях расторжения указанного договора в течение 3 (трёх) рабочих дней со дня возникновения оснований для прекращения трансляции телеканалов и (или) радиоканалов.

В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» уведомления направляются в Роскомнадзор лично, заказным письмом с уведомлением о вручении или в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в порядке, установленном Положением о федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».

Уведомление, направляемое через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций), в форме электронного документа подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи».

Указанный выше порядок не распространяется на операторов связи, осуществляющих трансляцию только общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов, а также операторов связи, оказывающих услуги связи для целей эфирного наземного и спутникового вещания.

Ответственность за невыполнение обязательных требований, установленных ст. 40.1 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», предусмотрена  частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

______________________________________________

О реализации идентификационных модулей и заключении договоров об оказании услуг связи с использованием сети «Интернет»

В целях обеспечения единого подхода к реализации территориальными органами Роскомнадзора отдельных полномочий, связанных с контролем за реализацией идентификационных модулей и заключением договоров об оказании услуг связи, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций сообщает.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ
«О связи» (далее – Закон):

- абонент - пользователь услугами связи, с которым заключен договор об оказании таких услуг при выделении для этих целей абонентского номера или уникального кода идентификации;

- услуга связи - деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений.

Согласно п. 1 ст. 44 Закона на территории Российской Федерации услуги связи оказываются операторами связи пользователям услугами связи на основании договора об оказании услуг связи, заключенного в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи.

Заключение договоров об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи в нестационарных торговых объектах запрещается, за исключением случаев заключения оператором связи или уполномоченным им лицом договоров об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи в транспортных средствах, которые специально оборудованы для обслуживания абонентов и требования к которым устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области связи, либо договоров об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи или простой электронной подписи при условии, что при выдаче ключа простой электронной подписи личность физического лица установлена при личном приеме.

Таким образом, вышеуказанной статьей Закона предусмотрена возможность заключения договоров об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» двумя способами с использованием:

- усиленной квалифицированной электронной подписи;

- простой электронной подписи при условии, что при выдаче ключа простой электронной подписи личность физического лица установлена при личном приеме (далее – простая подпись).

Иных способов заключения договоров об оказании услугу подвижной радиотелефонной связи посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» Законом не предусмотрено.

При этом необходимо также иметь ввиду, что п. 1 ст. 44 Закона установлено, что услуги подвижной радиотелефонной связи предоставляются абоненту - физическому лицу или абоненту - юридическому лицу либо индивидуальному предпринимателю и пользователю услугами связи такого абонента, достоверные сведения о которых предоставлены оператору связи в соответствии с правилами оказания услуг связи, если иное не предусмотрено Законом.

Из указанного положения Закона следует, что услуги связи могут оказываться только на основании договора и тем лицам, достоверные сведения о которых предоставлены оператору связи.

Правила оказания услуг телефонной связи утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 09.12.2014 № 1342 (далее – Правила).

В соответствии с п. 13 Правил услуги телефонной связи оказываются на основании возмездных договоров.

Пунктом 21 Правил установлено, что договор заключается в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий, позволяющих достоверно установить волеизъявление абонента в отношении заключения договора.

Вместе с тем заключение договора об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи посредством совершения каких-либо конклюдентных действий посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не предусмотрено п. 1 ст. 44 Закона.

Соответственно, обстоятельства, связанные с заключением договора об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи оператором связи посредством совершения конклюдентных действий посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» образуют состав административного правонарушениях, ответственность за которое установлена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.

Внесение гражданами персонифицированной информации (паспортных данных) в целях заключения договора об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи с использованием соответствующего приложения, личного кабинета, иных способов посредством информационной телекоммуникационной сети «Интернет» без последующего заключения договора в письменной форме (за исключением использования усиленной квалифицированной электронной подписи, простой подписи) и предоставление оператором услуг связи свидетельствует о нарушении им п. 23 Правил.

Бремя по доказательству факта установления личности физического лица при личном приеме для выдачи ключа простой электронной подписи лежит на операторе связи.

В случае выявления фактов реализации информационных модулей без заключения договоров (например, их продажа в розничном магазине) установлению подлежит факт возможности (невозможности) получения услуг связи.

Оказание услуг связи без заключения договоров об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи в данном случае также образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.

______________________________________________

О предоставлении информации операторами связи, собственниками или иными владельцами технологических сетей связи, собственниками или иными владельцами точек обмена трафиком, собственниками или иными владельцами линий связи, пересекающих Государственную границу Российской Федерации, иными лицами, если такие лица имеют номер автономной системы

В информационной системе Центра мониторинга и управления сетями связи общего пользования (ЦМУ ССОП) реализован функционал для предоставления информации в формате XML операторами связи, собственниками или иными владельцами технологических сетей связи, собственниками или иными владельцами точек обмена трафиком, собственниками или иными владельцами линий связи, пересекающих Государственную границу Российской Федерации, иными лицами, если такие лица имеют номер автономной системы в соответствии с пунктами 1, 7 и подпунктом 4 пункта 8 статьи 56.2 Федерального закона от 07.07.2003 № 126‑ФЗ «О связи».

Для перехода к заполнению форм на портале ЦМУ ССОП необходимо:

1)  Открыть Портал заявителей Роскомнадзора по ссылке:

https://service.rkn.gov.ru/

2)  В блоке "МОНИТОРИНГ И УПРАВЛЕНИЕ" выбрать пункт "ЦМУ ССОП"

3)  На открывшейся странице выбрать "Войти через ЕСИА" или "Войти через ЭП"

Прямая ссылка для раздела "ЦМУ ССОП":

https://service.rkn.gov.ru/monitoring/ssop

Контактный e-mail для технических вопросов: ndr@noc.gov.ru

______________________________________________

 

О соблюдении требований Правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами,

осуществляющими оперативно-разыскную деятельность

 

В целях недопущения совершения нарушений обязательных требований в области связи Управление Роскомнадзора по Калининградской области информирует о следующем.

В соответствии с п. 2 ст. 64 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» операторы связи обязаны обеспечивать реализацию установленных федеральным органом исполнительной власти в области связи по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, требований к сетям и средствам связи для проведения этими органами в случаях, установленных федеральными законами, мероприятий в целях реализации возложенных на них задач, а также принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий.

Правилами взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность», утвержденными Постановлением Правительство Российской Федерации от 27.08.2005 № 538 установлено:

- руководителем органа федеральной службы безопасности на основании заявления оператора связи, поданного не позднее 45 дней с даты получения им лицензии на оказание услуг связи, в течение 30 рабочих дней с даты получения соответствующего заявления определяется уполномоченное подразделение органа федеральной службы безопасности, осуществляющее взаимодействие с оператором связи (п. 5);

- ввод в эксплуатацию технических средств в сети связи оператора связи производится в соответствии с разработанным органом федеральной службы безопасности совместно с оператором связи планом мероприятий по внедрению технических средств (далее - план), в котором указывается, в частности, срок ввода в эксплуатацию технических средств. План разрабатывается в срок до 3 месяцев с даты подачи оператором связи заявления в орган федеральной службы безопасности. План составляется в 3 экземплярах, из которых 2 экземпляра представляются оператором связи соответственно в Федеральную службу по надзору в сфере связи и орган федеральной службы безопасности, 1 экземпляр хранится у оператора связи (п.7);

- при вводе в эксплуатацию новых средств связи оператора связи, внедрении новых технологических решений, выводе из эксплуатации или модернизации устаревших средств связи органом федеральной службы безопасности совместно с оператором связи принимается решение о разработке нового плана (п.9);

- ввод в эксплуатацию технических средств осуществляется оператором связи на основании акта, подписанного в установленном порядке представителями органа федеральной службы безопасности, Федеральной службы по надзору в сфере связи и оператора связи, а в случае, указанном в пункте 3 настоящих Правил, органа внутренних дел (п. 10);

- оператор связи обязан осуществить согласованные с подразделением, указанным в пункте 5 настоящих Правил, меры по ограничению круга лиц, привлекаемых к установке технических средств, а также к недопущению раскрытия организационных и технических приемов проведения оперативно-розыскных мероприятий (п. 11).

Таким образом, в обязательном порядке необходимо направить заявление руководителю органа федеральной службы безопасности с целью определения им уполномоченного подразделения органа федеральной службы безопасности, которое будет осуществлять взаимодействие с оператором связи.

В соответствии с лицензионными требованиями  лицензиат обязан реализовать устанавливаемые Федеральным органом исполнительной власти в области связи по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, требования к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий.

Не соблюдение вышеуказанных требований является нарушением статьи 64 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», постановления Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 № 87 «Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий», постановления Правительства Российской Федерации от 27.08.2017 № 538 «Об утверждении Правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность» и лицензионных условий (требований) лицензии на оказание услуг связи.

Ответственность за данное административное правонарушение предусмотрена частью 3 ст. 14.1 КоАП РФ.

________________________

Время публикации: 25.04.2019 13:09
Последнее изменение: 14.07.2020 09:55